Грузия. Часть 3
О хрупкости жизни
Когда мы прибыли в Местиа, мы буквально за час заселились, быстро перекусили и поехали осматривать первую местную достопримечательность – ледник Чалаади. Единственное, о чем мы были предупреждены – это о том, что там будет холодно, поэтому взяли с собой теплую одежду и обулись в закрытую обувь. Ни о какой туристической экипировке, или хотя бы трекинговой обуви в нашем случае говорить не приходилось, мы просто отправились на прогулку. Так мы думали.
Нас привезли к самому началу тропы, которая дальше поднималась по лесу, и сообщили, что дорога туда-обратно займет часа два. По факту – где-то три с половиной. Дело было уже во второй половине дня, а в горах темнеет рано и очень быстро. Обратно мы возвращались уже в сумерках. Но это оказалось меньшей проблемой.
В начале нашего пути мы шли бодро и весело, шутили и особо не спешили. Правда, уже в лесу мы поняли, что нормальная обувь нам бы не помешала, т.к. тропа нигде не была ровной, она по большей части шла в гору или местами спускалась вниз, и было немного скользко. Но мы смотрели под ноги и поднимались аккуратно.
Через какое-то время мы вышли к реке, и стало заметно холоднее. Как стало понятно позже, эта река вытекала как раз из нашего ледника. Постепенно лес закончился, тропа стала ровной, и мы расслабились. Но ненадолго.
Довольно приличный участок пути нам нужно было пройти не по земле, а по большим камням, которые были навалены целой поляной так, как распорядилась природа. Возможно, для опытных туристов это плевое дело, но мы к этой категории пока явно не относимся. У меня же к этому еще добавляется легкая фобия неустойчивости. В детстве по этой причине я наотрез отказывалась лазить без подстраховки по детским мостикам (такие с перекладинами, помните?) или ходить по бревну на уроках физкультуры в школе. Но здесь я подумала, что не поворачивать же назад, когда осталось совсем чуть-чуть.
Через какой-то отрезок такого пути я уже приспособилась проверять на устойчивость камни, местами лезла на четырех конечностях и стало даже весело ) Большая часть нашей компании ушла вперед, а мы с мамой немного отстали, чтобы пофотографироваться. Сейчас я думаю, что, быть может, именно это сохранило нам жизнь или уберегло от возможных травм?
Когда мы дошли до ледника, перед нами открылась не самая приятная картина. Сначала мы даже не поняли, что происходит. Моя тетя шла нам навстречу с окровавленной рукой, а дядя кричал «отходи» парню, которой стоял совсем рядом с ледяной горой. С ледника катились камни. Но парень не слышал. Из-за шума воды там стоял гул, а у самого ледника ничего не было слышно вообще. В итоге до парня все же докричались те, кто стоял к нему поближе и он успел отскочить. В последний момент.
Уже когда мы вернулись домой и сходили с тётей в больницу, оказалось, что у нее сломана рука. Когда они подошли ближе к леднику, она ощутила резкую боль. Никто даже не видел и не слышал, как этот камень летел.
На следующий день на этом же месте и по той же причине погиб парень из Венгрии. Ему камень прилетел не по руке, а по голове. Двое русских ребят, которые оказались рядом, сделали все возможное, чтобы его спасти. Благодаря их действиям парень еще был жив, когда прибыли спасатели, но довезти до больницы его уже не успели.
В лесу и у ледника нет мобильной связи, нет никаких предупреждающих надписей. Про себя могу сказать, что если бы мы не задержались, я бы тоже полезла к леднику. И сейчас остается только благодарить, что все сложилось так, как сложилось.
Следующий пост про Ушгули, одно из самых высокогорных поселений в Европе )